Главная Институт Структура Международная школа социологии науки и техники им. С.А. Кугеля

Среда, 16 Марта 2016 14:37

МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА СОЦИОЛОГИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ им. С.А. КУГЕЛЯ

Международная школа социологии науки и техники – первая в России научно-образовательная структура, призванная обеспечивать дополнительное образование в области социологии науки, социологии техники, научно-технической политики, социологии высшего образования.

 

Санкт-Петербург по праву может быть назван центром социологии науки в нашей стране. С конца 1960-х годов на базе Ленинградского отделения Института истории естествознания и техники АН СССР регулярно проводились по проблематике социологии науки эмпирические исследования, работал методологический семинар, защищались аспиранты, публиковались статьи и монографии. В 1992 году в Санкт-Петербурге была организована Международная школа социологии науки и техники, которая стала новой формой обучения и новым этапом в развитии социологии науки: был установлен постоянный контакт с ведущими зарубежными социологами, научная общественность получила возможность широкого ознакомления с науковедческой проблематикой, и, наконец, (и это, пожалуй, самое главное) – молодежь была привлечена к обсуждению социолого-науковедческих проблем.

 

Главное в концептуальном обосновании деятельности Школы – новизна исследований. Профессора читают лекции по темам, по которым они внесли существенный вклад в мировую науку. Слушатели участвуют в теоретических и эмпирических исследованиях, получая новые результаты.

 

Школа знакомит слушателей с новейшими достижениями в области социологии науки, а также способствует повышению квалификации специалистов, научных работников и преподавателей вузов в области социологии науки и техники, научно-технологической политики, социологии высшей школы. Знания в области социологии науки, социологии техники (а это основные курсы, читаемые в Школе) оказываются в высшей степени востребованными научно-технической интеллигенцией.

 

Важное достижение Школы – сложившийся профессорско-преподавательский состав. Активное участие в работе Школы принимают академик Е.Б. Александров, член-корр. РАН Ю.М. Батурин, академик Ю.С. Васильев, академик Н.Н. Никольский, академик С.Г. Инге-Вечтомов, член-корр. РАН И.И. Елисеева, член-корр. РАН Ж.Т. Тощенко, проф. Е.З. Мирская, проф. Я.И. Гилинский, проф. М.Г. Лазар, д.х.н. А.Н. Родный, к.псих.н. А.Г. Аллахвердян, к.ф.н. А.М. Аблажей, а также ведущие ученые академических институтов, профессора вузов из разных регионов России. На одной из сессий выступал Нобелевской лауреат Ж.И. Алферов.

 

Организатором и бессменным руководителем Школы в течение многих лет (1992-2015) был заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор философских наук Самуил Аронович Кугель. В октябре 2015 года Школа вошла в состав Санкт-Петербургского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук и ей присвоено имя С.А. Кугеля.

 

Школу знают во многих странах мира, в ее работе в качестве постоянных преподавателей принимают участие крупные зарубежные исследователи – руководитель Центра конфликтологии Института социологии Академии наук Венгрии проф. П. Тамаш (Венгрия), проф. Ю. Райкович (Сербия), проф. Л. Лубрано (США), проф. Х. Хименес (Мексика), проф. Б. Паттнаик (Индия) и др.

 

Основу обучающихся в Школе составляют студенты и аспиранты российских вузов. Слушатели приезжают на сессии из Москвы, Великого Новгорода, Воронежа, Владимира, Екатеринбурга, Тольятти, Красноярска, Новосибирска. Некоторые слушатели участвуют в работе Школы на протяжении всех лет ее существования и «переросли» свой первоначальный статус, став преподавателями.

 

Каждая сессия имеет свою тематику, но первоначально такого тематического разделения не существовало. Первые четыре сессии Школы носили общий науковедческий характер. С 1994 года у каждой сессии появилась не только своя проблематика, но и порядковый номер. В 1995-1996 годах каждая сессия проводилась в 2 этапа: летний и осенний.

 

Тематики сессий Школы:

 

1994 год – Социологические исследования науки: опыт, проблемы

 

1995 год – Наука в системе социальных институтов в кризисный период

 

1995 год – Самоорганизация науки в условиях социальных перемен: традиции и новации

 

1996 год – Новое в социологии науки и техники

 

1996 год – Социология науки: междисциплинарный аспект

 

X сессия (1997) – Наука, технология, общество: социальные аспекты взаимодействия на рубеже веков

 

XI сессия (1998) Социологический образ науки и технологий

 

XII сессия (1999) Национальные системы профессиональных коммуникаций в науке и технологии, экономике и политике

 

ХIII сессия (2000) Наука, технология и образование в России в условиях глобализации и трансформации общественной жизни

 

XIV сессия (2000) Наука, технология и образование в России в условиях глобализации и трансформации общественной жизни

 

ХV сессия (2001) Адаптация ученых России и стран Восточной Европы к новым социально-экономическим условиям

 

XVI сессия (2001) Адаптация ученых России и стран Восточной Европы к новым социально-экономическим условиям

 

ХVII сессия (2002) Высокие технологии и качество жизни населения

 

XVIII сессия (2002) Особенности воспроизводства интеллектуального потенциала в России в переходных условиях

 

XIX сессия (2003) Социально-экономические, технологические, экологические факторы риска и проблемы безопасности

 

XX сессия (2004) Новые научные направления и личность ученого

 

XXI сессия (2005) Роль российских и зарубежных научных фондов в интернационализации науки. Мобильность санкт-петербургских ученых: плюсы и минусы

 

XXII сессия (2006) Образ ученого в массовом сознании: парадоксы истории и новые альтернативы

 

XXIII сессия (2007) Фундаментальные социально-экономические проблемы современной науки: история, современность, перспективы

 

XXIV сессия (2008) Наука в 21 веке: смена поколений

 

XXV сессия (2009) – Социальный портрет ученого

 

XXVI сессия (2010) – Наука, технологии, инновации в ХХI веке: взгляд сквозь призму социологии

 

ХXVII сессия (2011) Инновационные процессы в науке и образовании: современные тенденции

 

ХXVIII сессия (2013) Многообразие традиционных и новых форм в организации науки и высшего образования

 

ХXIX сессия (2013) Социологические исследования новых научных направлений и механизмов формирования интеллектуальных элит

 

ХXX сессия (2014) Российское науковедение: прошлое, настоящее, будущее. 50 лет российской социологии науки. 90 лет проф. С.А. Кугелю

 

ХXXI сессия (2015) – Интеллектуальная мобильность в глобальном мире

 

 

Материалы каждой сессии Школы публикуются в международном ежегоднике «Проблемы деятельности ученого и научных коллективов» (30 выпусков), в который включаются статьи не только преподавателей Школы, но и слушателей.

 

Организаторами первых сессий Школы стали Санкт-Петербургский научный центр РАН, Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН, Санкт-Петербургский Союз ученых, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. В течение всего периода существования Школы ее финансировали Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. Школу поддерживают Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Совет ректоров вузов города, крупнейшие университеты города, ряд академических институтов, профессиональные ассоциации.

 

В настоящее время Школа работает в тесном контакте с Социологическим институтом РАН, Факультетом социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом, Европейским Университетом в Санкт-Петербурге и Объединенным научным советом по общественным и гуманитарным наукам Санкт-Петербургского научного центра РАН.

 

Годы работы Международной школы социологии науки и техники показали, что она является жизнеспособным организмом, в ее существовании заинтересованы десятки исследователей - социологов, науковедов, экономистов, биологов, математиков, физиков. Школа является единственным в своем роде образовательным учреждением в России, дающим уникальную возможность соединить на «одной школьной парте» профессора и начинающего студента, фундаментальную науку и эмпирическое социологическое исследование. Организаторы, преподаватели, слушатели видят перспективы своей работы, понимают ее важность.

 

Полезные ссылки


Самоорганизация российской науки в годы кризиса: 1917–1922. Колчинский Э.И., Синельникова Е.Ф.
Научные и инженерные общества Петербурга: история и современность. К 150-летию РТО
Предопределенность и неожиданность (2020) – Кавуненко Л.Ф., Велентейчик Т.Н.
Ученые в сетях «открытой науки» (2019) — Душина С. А., Куприянов В. А., Хватова Т. Ю.
Białowieża Primeval Forest: Nature and Culture in the Nineteenth Century (2020)
Коллективная монография «Науки производить и совершить» (2019)
Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Выпуск XXXV (2019)
Наука и техника. Выпуск XXXV (2019). «Научный Санкт-Петербург: К 295-летию Российской академии наук»
Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Выпуск XXXIV (2018).
Наука и техника. Выпуск XXXIV (2018). «Международные сети как фактор интеграции научного сообщества»
Наука и техника. Выпуск XXXIII (2017). «Наука и революция (к 100-летию революции 1917 г. в России)»
Ученые и Великая Отечественная война (2016). Материалы круглого стола в рамках XXXVI годичной международной научной конференции «Советская наука и техника в годы Великой Отечественной войны (к 70-летию Великой Победы)»
Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Выпуск XXXIII (2017). Материалы XXX сессии Международной школы социологии науки и технологий.
Наука и техника. Вып. XXXI. «Советская наука и техника в годы Великой Отечественной войны (к 70-летию Великой Победы)». 2015
Российское изучение Центральной Азии: исторические и современные аспекты (к 150-летию П.К. Козлова). СПб., 2014
Лоскутова М.В., Федотова А.А. Становление прикладных биологических исследований в России
Бюро по прикладной ботанике в годы Первой мировой войны: сборник документов. СПб, 2014
A. Andreyev. The Myth of the Masters Revived. Brill Academic Publishers, 2014
(Re)searching Scientific Careers. 2014
Развитие китайских космических технологий.